Национальная система квалификаций

2020 - 2021 год

РМЦ НСК в РС (Я):

  • О Национальной системе квалификаций (НСК)
  • Профессиональные стандарты (ПС)
  • Независимая оценка квалификации (НОК)
  • Государственная итоговая аттестация/Промежуточная аттестация сопряженная с независимой оценкой квалификации (ГИА/ПА НОК)
  • Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ПОА ОП)
  • Нормативно-правовые акты
  • Тематика семинаров и консультаций

 

Региональный методический центр Национальной системы квалификаций в РС (Я)

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2017 года № 1199-р «О национальной системе квалификаций в Республике Саха (Якутия)» в качестве Регионального методического центра Национальной системы квалификаций в Республике Саха (Якутия) определено Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования РС (Я) «Институт развития профессионального образования». Уполномоченным органом НСК определен  ГКЗН (Государственный комитет по занятости населения). 13 ноября 2018 г. подписано Соглашение о совместной работе по развитию Национальной системы квалификации в регионе между Правительством Республики Саха (Якутия) и АНО «Национальное агентство развития квалификаций». Более подробно можно прочитать здесь (гиперссылка, прикрепляем скан соглашения).

Целью РМЦ является методическая и консультационная работа по общим вопросам применения Национальной системы квалификации в РС(Я). Реализация элементов национальной системы квалификаций началась с января 2018 года по следующим направлениям:

  1. Методическая и консультационная работа по общим вопросам применения Национальной системы квалификаций.
  2. Профессиональные стандарты в деятельности предприятий и организаций РС (Я).
  3. Независимая оценка квалификации (далее-НОК). Организационно-методическая поддержка в части открытия Центров оценки квалификации и мест проведения профессионального экзамена.

4 .  Пилотный проект по использованию независимой оценки квалификации для ГИА/ПА студентов, завершающих освоение образовательных программ среднего профессионального образования.

  1. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (далее-ПОА ОП).

6 . Организация обучения экспертов по внедрению Национальной системы квалификаций.

О национальной системе квалификаций

            В Российской Федерации активно развивается Национальная система квалификаций - инновационная платформа управления кадровыми ресурсами на федеральном и отраслевом уровне. Главной задачей является – обеспечить страну специалистами, соответствующими современным требованиям рынка труда. Для реализации этой задачи внедряются профессиональные стандарты, запущены процедуры независимой оценки квалификации работников и выпускников профессиональных образовательных организаций, процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Для решения этих вопросов необходимо эффективное взаимодействие сферы труда (бизнеса) и сферы образования. С этой целью создана Национальная система квалификаций (НСК).  В масштабах страны условия для продуктивного диалога между сферами труда и образования создают Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) (Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014г. № 249) (http://nspkrf.ru/),  Советы по профессиональным квалификациям по отраслям профессиональной деятельности (Приказ Министерство труда и социальной защиты России от 19 декабря 2016г. №758н) (https://nok-nark.ru/spk/list/) и Национальное агентство развития квалификации (НАРК) (https://nark.ru/), Оператор НСК и Базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров (https://bc-nark.ru/).

изображение 2020 11 05 152319

Профессиональные стандарты

            Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной функции

            Профессиональные стандарты – новые документы для российской системы квалификаций. Их появление обусловлено особенностями социально-экономического развития стран в условиях постиндустриального общества. Для современной жизни характерно лавинообразное нарастание информации и ее стремительное устаревание, трансформация мировоззренческих ориентиров, рост ценности человеческого капитала и формирование элиты нового типа – компетентных профессионалов, готовых действовать в ситуации неопределенности, владеющих современными технологиями профессиональной деятельности. Следствием этих процессов становится мобильность квалификаций и необходимость модернизации способов их описания. В такой ситуации оптимальной альтернативой ранее существовавших квалификационных справочников становятся профессиональные стандарты (ПС).

            Квалификационные справочники содержат фрагментарные, слабо структурированные характеристики профессиональной деятельности. Это затрудняет их использование при решении задач развития человеческих ресурсов, управления персоналом, разработки и экспертизы программ профессионального образования, создания инструментов для оценки квалификаций. Преимущество ПС состоит в том, что они системно описывают профессиональную деятельность, следуя логике целостного технологического процесса.

            ПС не носят ведомственного характера, они выражают позицию профессионального сообщества. Необходимость описания того или иного вида деятельности в профессиональном стандарте определяется на основе изучения потребностей и перспектив развития определенных секторов экономики и социальной сферы. Процесс разработки ПС предполагает широкое обсуждение содержания документа всеми заинтересованными сторонами, прежде всего работодателями, специалистами, занятыми в соответствующем производственном кластере. ПС устанавливает эталон, принимаемый всеми предприятиями, организациями, компаниями соответствующей отрасли, является основой для последующей разработки внутренних (корпоративных) стандартов.

            Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н):

  • Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда
  • Обобщенная трудовая функция (ОТФ) - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе
  • Трудовая функция (ТФ) (для целей Рекомендаций) - система (основных) трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции
  • Трудовое действие (ТД)- процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача

            Нормативно-правовая база:

  1. Федеральный закон от 2 мая 2015г.№122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым квалификационные стандарты признаны обязательными для всех категорий работников.
  2. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013г. №23 «Правила разработки, утверждения и применения ПС».
  3. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». До 01.01.2020 организации с долей государственного участия более 50% завершают поэтапное внедрение профессиональных стандартов.

Приказы Минтруда России:

  1. 12 апреля 2013г.№147н «Об утверждении макета профессионального стандарта».
  2. 12 апреля 2013г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов ПС».
  3. 29 апреля 2013г №170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке ПС».
  4. 29 сентября 2014г. №667н «О реестре профессиональных стандартов».
  5. 2 ноября 2015г.№831 и №832 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих СПО и Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих СПО».

Информация о профессиональных стандартах, их применении и о соответствующих уровнях квалификаций размещена на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (https://profstandart-rosmintrud.ru/). Также Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях мониторинга применения профессиональных стандартов проводит опросы по практике применения данных документов работодателями.

Нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование Национальной системы квалификаций, а также деятельность в области разработки и применения профессиональных стандартов, размещены на сайте ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (https://www.vcot.info/standards/norms).

Независимая оценка квалификации

            Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

            Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.

Независимая оценка квалификации – это:

-        Подтверждение соответствия квалификации соискателя профессиональному стандарту;

-        Свидетельство о квалификации общероссийского образца;

-        Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации, установленная законодательно;

-        Прямой контроль объединений работодателей за проведением профессиональных экзаменов;

-        Независимость оценки квалификаций от образовательных организаций, осуществляющих подготовку;

-        Широкое применение информационных технологий.

 

Участники системы независимой оценки квалификации:

Регуляторы:

- Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

- Национальное агентство развития квалификаций;

Исполнительные органы:

- Советы по профессиональным квалификациям;

- Центры оценки квалификаций;

Пользователи:

- Работодатели;

- Соискатели.

            Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям - консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации (http://nspkrf.ru/).

            Совет по профессиональным квалификациям - орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности (https://nok-nark.ru/spk/list/).

            Национальное агентство развития квалификации - автономная некоммерческая организация, созданная для организации работы по формированию Национальной системы квалификаций. Учреждена Российским союзом промышленников и предпринимателей в 2006 году (https://nark.ru/).

            Центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ деятельность по проведению независимой оценки квалификациии и наделенное советом по профессиональным квалификациям полномочиями по проведению независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru/cok/list/).

            Соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ

 


В Российской Федерации пятый год как развивается Национальная система квалификаций - инновационная платформа управления кадровыми ресурсами на федеральном и отраслевом уровне. Главной задачей является – обеспечить страну специалистами, соответствующими современным требованиям рынка труда. Для реализации этой задачи внедряются профессиональные стандарты, запущены процедуры независимой оценки квалификации работников и выпускников профессиональных образовательных организаций, процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Для решения этих вопросов необходимо эффективное взаимодействие сферы труда (бизнеса) и сферы образования. С этой целью создана Национальная система квалификаций (НСК).  В масштабах страны условия для продуктивного диалога между сферами труда и образования создают Национальная система при Президенте РФ профессиональных квалификаций (НСПК) (Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014г. № 249), Советы по профессиональным квалификациям по отраслям профессиональной деятельности (Приказ Министерство труда и социальной защиты России от 19 декабря 2016г. №758н) и Национальное агентство развития квалификации (НАРК), Оператор НСК и Базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

2017 ГАУ ДПО РС (Я) "Институт развития профессионального образования"

Мы на связи

Тел.: +7 (4112) 32-01-36
Email: irpo@gov14.ru

Адрес

Россия, Республика Саха (Якутия),
677008, г. Якутск,
ул. Крупской, 13, 2 этаж
Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что Вас это устраивает. Подробнее... СОГЛАСЕН